Политзаключенный Дмитрий Бученков о философских началах либертарного коммунизма.

Либертарный коммунизм – политическая идеология. Любая политическая идеология состоит из четырех частей: философская основа, объяснение существующей ситуации, идеал общественно-политического устройства, способ достижения этого идеала. В данной статье рассмотрим первую часть – философскую основу. В рамках данной статьи термин «либертарный коммунизм» мы будем использовать исключительно в узком смысле этого слова как философию, а не как идеологию вообще. Если либертарный коммунизм есть сплав марксизма и социально-ориентированного анархизма, то философская часть либертарного коммунизма есть сплав диалектического материализма и позитивизма, поскольку кропоткинский анархизм в своей философской основе есть позитивизм, а взгляды Энгельса и Маркса – диалектический материализм.

Более полутора столетий прошло с того времени, когда вышли основные философские работы – «Диалектика природы» Ф. Энгельса и «Современная наука и анархия» П. Кропоткина. С тех пор наука продвинулась далеко вперед, произошло множество революций в разных странах.

Позитивизм Спенсера и Конта в XIX столетии, так же как и диалектический материализм Энгельса и Маркса, – это философская атака против метафизики Канта и Гегеля, только с разных сторон. Позитивизм есть нападение на метафизику по тем основаниям, что она не имеет реального смысла, так как оперирует абстрактными понятиями, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Основной аргумент Кропоткина против метафизики состоит в том, что реальный исследователь погружен в факты и у него просто нет времени для такой «ерунды» как абстрактные философские категории. В свой черед выпад диалектического материализма против метафизики заключается в том, что она берет свои абстрактные понятия из головы, а не из реальных общественных отношений. Например, «нравственный закон» Канта, якобы априори данные вне опыта понятия и т.д.

Позитивизм (в рамках данной статьи под этим термином мы понимаем также постпозитивизм и неопозитивизм) как течение философской мысли прошел длинный путь развития от Герберта Спенсера до Карла Поппера. Диалектический материализм, несмотря на его кажущееся единообразие, при ближайшем рассмотрении также оказывается не столь однородным, ибо диамат «классического» советского учебника «Основы марксистско-ленинской философии» и диалектический материализм Эвальда Ильенкова – это несколько разные диалектические материализмы.

Задача данной статьи заключается не в том, чтобы искусственно соединить диалектический материализм с позитивизмом и объявить о создании новой философии. Задача – констатировать, что с течением развития науки противоречия между диалектическим материализмом и позитивизмом как течениями философской мысли сняты самим развитием науки, и лучшее, что есть в этих направлениях, может быть положено в основу новой революционной теории. Очевидны противоречия позитивизма и диалектического материализма с метафизикой, но в чем же противоречия между позитивизмом и диалектическим материализмом, коль скоро это разные течения? Это необходимо пояснить.

В советское время выходили целые серии книг по типу «Основные тенденции современной буржуазной философии». Как правило, данные книги выражали официальную позицию советского марксизма и были исполнены в одном и том же жанре. Позитивизм объявлялся в этих книгах мелкобуржуазной философией, может быть и имеющей некое рациональное зерно, но в целом ошибочной в своей основе.

Основное философское противоречие между диалектическим материализмом и позитивизмом – это упрек со стороны последнего в том, что диалектический материализм не до конца избавился от метафизики и содержит в себе абстрактные и недоказуемые философские понятия. В свою очередь, основной упрек со стороны диалектического материализма в адрес позитивизма заключается в том, что позитивизм преуменьшает роль научной теории и абстрактных понятий, с помощью которых теории построены.

Диалектический материализм после распада СССР превратился в «мертвый язык», на котором никто не говорит, в то время как позитивизм по-прежнему – философская основа всей современной западной науки. Если рассматривать позитивизм в его современном виде, то упрек того рода, что он увлекается эмпиризмом и отвергает научную гипотезу как метод познания – совершенно несостоятелен. Если рассматривать диалектический материализм в его советской, теперь уже умершей, форме, то упрек в метафизичности справедлив лишь частично. Он справедлив в отношении тех диаматовцев, которые считали, что диалектический материализм – это наука о всеобщих законах развития, и несправедлив в отношении тех, кто считал диалектический материализм течением философской мысли, но не наукой.

Основной камень преткновения между диалектическим материализмом и позитивизмом – в оценке роли научного знания в обществе. В диалектическом материализме наука представляет собой способ открытия истины, в то время как в позитивизме – «культурный феномен», «способ ориентации». В этих формулировках разные акценты, в первом случае научное знание абсолютизируется, во втором его роль ограничивается. В этих невинных, казалось бы, различных формулировках при реальной социальной практике выражена совершенно разная политика государства по отношению к конкретным научным сообществам и школам. В первом случае научное знание сакрализуется и идеологизируется, во втором – меньше возможностей для манипуляций (из чего, конечно, не следует, что в западной науке отсутствуют попытки оправдать либерально-капиталистический образ жизни и способ мышления).

Таким образом, различия между позитивизмом и диалектическим материализмом можно свести к трем основным типам:

  • Методология науки. Позитивизм: больше фактов, меньше выводов. Диалектически материализм: достаточно несколько характерных фактов – и уже можно делать выводы.
  • Мировоззренческая роль науки: диалектический материализм абсолютизирует ее мировоззренческую роль, в то время как позитивизм соглашается, что наука – лишь один из взглядов на мир.
  • Социальная роль науки. Диалектический материализм рассматривает науку как инструмент, с помощью которого угнетенные выступают против мировоззрения, оправдывающего господство правящих классов. Позитивизм утверждает, что наука не может быть нейтральной, несмотря на ее кажущуюся индифферентность, и в современном мире используется как один из способов подавления угнетенных правящим классом.

Мы утверждаем, что в современном мире противоречия между позитивизмом и диалектическим материализмом сняты историческим развитием самой науки и социальной истории, поскольку эти различия изначально являются культурно-идеологическими, а не содержательно-смысловыми. Позитивизм, возникший на основе французской философии, провозгласил избавление науки от метафизических понятий, не имеющих научного смысла. Диалектический материализм, возникший на основе философии Гегеля как стремление показать, что в науке могут приниматься только абстрактные понятия, возникшие на основе объективной практики. И позитивизм, и диалектический материализм фактически выражали стремление к одному и тому же, только с разных сторон – стремление подтолкнуть дальнейшее развитие научной мысли, обновив и облегчив ее понятийный аппарат.

Конечно, если вслед за советским марксизмом считать, что диалектический материализм это наука, тогда различия между позитивизмом и этой «наукой» принципиальны. Если же считать и то и другое направлениями философской мысли, то данные различия нейтрализованы. Утверждение, что диалектический материализм с его «законами диалектики» есть наука или позитивизм с его «примитивным эмпиризмом» есть наука, не выдерживает никакой критики.
Соответственно мы утверждаем, что либертарный коммунизм основывается на лучших сторонах позитивизма (с учетом взглядов Куна, Лакатоса, Фейерабенда) и диалектического материализма (с учетом взглядов Э. Ильенкова, А. Зиновьева) и представляет собой основу будущей революционной теории, революционной в первоначальном, социальном смысле этого слова.

Каковые же принципиальные черты этой философии?

Либертарный коммунизм – это материалистическая философия? Да. С учетом развития науки необходимо пояснить, что значит «материалистическая». Философские принципы материализма:

  • окружающий мир существует независимо от нас,
  • окружающий мир состоит из материи, которая состоит из элементарных частиц, процессов между ними (хотя и не сводится к ним),
  • материя находится в постоянном движении,
  • человечество, часть этого мира, неизбежно вовлечено в его процессы с возможностью преобразовывать его.

Новая революционная идеология может основываться только на том уровне развития науки, которого достигла сейчас. Проще говоря, необходима новая «Диалектика природы» Энгельса – систематическое и философское осмысление научного знания. Заметим, что пятитомный «Курс позитивной философии» Огюста Конта также представляет собой попытку систематизировать научное знание, наработанное европейской цивилизацией на момент написания.

Зададим себе вопрос – что изменилось в науке с тех пор, как были созданы эти груды? Во-первых, продвинулось вперед гуманитарное знание. Во-вторых, изучение микромира (как органического, так и неорганического). В-третьих, появились новые отрасли научного знания (электроника, кибернетика, программирование), связанные с развитием искусственного интеллекта. В-четвертых, началось освоение космического пространства. Все это позволяет сделать философский вывод, что создаются предпосылки для перехода человеческой цивилизации в новую историческую эпоху, но не может не настораживать тот факт, что социальное развитие по-прежнему отстает от технологического, поскольку очевидно, что сверхновые технологии при старой социальной системе могут привести только к новым тяжелым формам рабства, угнетения и эксплуатации.

Итак, либертарный коммунизм – материалистическая философия в указанном выше смысле. Коль скоро либертарный коммунизм – материалистическая философия, он – атеистическая философия, т.к. наука отрицает существование сверхъестественных существ.
Либертарный коммунизм – научная философия в том смысле, что источником его мировоззрения является наука. Разумеется, наука неоднородна, она содержит в себе множество школ, концепций, гипотез, некоторые из которых противоречат друг другу. Это не значит, что либертарный коммунизм вбирает в себя всю противоречивость этих концепций и представляет собой набор эклектичных взглядов. Любое научное мировоззрение – это прежде всего научные принципы и наиболее очевидные достижения науки на сегодняшний день, подтвержденные практикой, а также наиболее убедительно и логично выстроенные гипотезы. Современный мир нуждается в обновленной научной философии, поскольку необходима более внятная альтернатива реальному исламу и монстру под названием «Русская православная церковь». С согласия правящих элит религия захватила сегодня чрезмерно много социального пространства и под видом «духовности» занимается насаждением самых консервативных, архаичных взглядов. Ученые выходят из лабораторий, лекционных залов и лицом к лицу сталкиваются с самыми дремучими агрессивными взглядами, насаждаемыми порой с согласия политических элит.

В то время как различного рода университетские умники провозглашают в XXI веке «конец идеологии», эти самые дремучие и консервативные идеологии захватывают умы одной части населения и оправдывают комфортную потребительскую жизнь другой. Поэтому философия либертарного коммунизма кроме очевидной мировоззренческой задачи несет еще две – социальную и организационную. Организационная есть узкоспециальная задача, мобилизующая наиболее активных сторонников либертарного коммунизма. Социальная задача – оформление в сжатом виде научного мировоззрения и его пропаганда. Есть, например, в России атеистический журнал «Скепсис», в социальных сетях можно найти антиклерикальные и атеистические паблики, но в целом эти идеи находятся в загнанном, маргинальном и упадническом состоянии в нашем социальном пространстве. Автор не является сторонником тактики «воинствующих безбожников» в виде уничтожения религиозных учреждений – это варварство, однако научному мировоззрению пора перестать отступать.

Что касается либертарного коммунизма в его мировоззренческой части, то основываясь на наиболее очевидных данных науки, он должен формировать убежденность у новых революционеров. Только реальные знания, как верно писала Вера Фигнер, формируют настоящую революционную убежденность.

Таким образом, основные принципы философии либертарного коммунизма – материализм, атеизм, научность. Но эти принципы – только контуры. Какова же содержательная часть? Особенности любого течения философской мысли формируются не только за счет принципов этой философии, но и благодаря тому, какие вопросы научного знания она делает приоритетным объектом своего внимания. Например, позитивизм делал особым объектом своего внимания социологию знания, постмодернизм – язык и знаковые системы, диалектический материализм (в его советском варианте) – оправдание советского строя.
Основные сферы человеческого знания, на которые должна обратить внимание философия либертарного коммунизма:

  • социально-классовые отношения в современном мире и особенно – в России,
  • социальная самоорганизация и самоуправление,
  • опыт СССР и стран Варшавского договора,
  • искусственный интеллект и освоение космоса,
  • этика как элемент социальной регуляции.

Картина мира с точки зрения теорий современного естествознания, космологии и астрофизики, процессы самоорганизации сложных систем, другие современные науки, исследующие микро- и макромиры – своеобразный субстрат всего этого должен быть положен также в основу философии либертарного коммунизма.

Нет, не было и никогда не будет общества без идеологии (то есть формы общественного сознания на основе различных данных объясняющей мир), вопрос в том, что это за идеология, какова ее философская основа, какие классы ее выражают.