Представляем вашему вниманию написанную в следственном изоляторе статью политзаключенного Дмитрия Бученкова на тему особенностей официальной пропаганды в современной России.

С конца 2012 года модель государственной пропаганды несколько изменилась. Если до этого на экранах телевизоров можно было увидеть лица оппозиционных политиков, таких как Удальцов, Навальный, Касьянов, увидеть сюжеты с их акциями, то после президентских выборов 2012 года они исчезли с политического горизонта. В марте 2012 года Путин в третий раз стал Президентом РФ и, вероятно, посчитал, что теперь у него есть право потеснить «внесистемную оппозицию» на обочину политической жизни.

Большая часть населения России получает информацию от государственного телевидения. Первая цель, которую поставила перед собой президентская Администрация — минимизировать влияние на население тех СМИ, которые демонстрируют альтернативную точку зрения. С этой целью произошла смена собственников таких СМИ как газета «Коммерсант», портал «lenta.ru», телекомпания «РЕНтв», а телекомпания «Дождь» была вытеснена с телевидения в Интернет.

Таким образом, влияние СМИ, подающих альтернативную точку зрения, было до предела уменьшено. Аудитория таких СМИ как «Новая газета», «Дождь», «РБК». «news.ru.com» — это лишь узкая группа «интеллигентской тусовки» по сравнению с остальным населением. Поэтому представители государства на все упреки могут утверждать, что «у нас есть свобода слова. Например, телекомпания «Дождь».

Основная цель государственной пропаганды в современной России – внушить населению мысль, что господствующий класс во главе с Путиным находится у власти законно, и альтернативы ему нет. Эта цель достигается следующим способом. Государственное телевидение выбирает несколько процессов политической жизни и начинает освещать их под определенным углом зрения.

Во-первых, вопросы, на которые направляется внимание населения, тщательно отбираются. Обычный новостной блок состоит из нескольких рубрик: «чрезвычайные происшествия» (как правило, на первом месте), «внешняя политика», «внутренняя политика», «спорт», что-нибудь забавное (например, тигр Амур и козел Тимур), «погода».

Во-вторых, «скелетом» любого новостного выпуска является трехсоставная пропагандистская модель:

1) О каких событиях рассказывать.

2) Каких событий «не существует».

3) Под каким углом освещать события.

Рассмотрим более подробно модель государственной пропаганды, которая сформировалась и действует на основных государственных каналах: «Первый канал», «Россия», «Звезда», «Пятый канал». В 2014-2016 годах информационный массив на этих каналах состоит в основном из следующих блоков: события в Украине, взаимоотношения России с Западной Европой и США, Ближний Восток, фигура Президента. Сделаем небольшой анализ этих событийных контентов.

События в Украине

В результате политического кризиса был свергнут президент Янукович, страна распалась на три части, началась гражданская война. После того, как произошел переворот, все украинские события подаются только в негативном свете. В общественном сознании целенаправленно формируется негативное отношение к руководству Украины. Это, во-первых.

Во-вторых, населению внушается мысль, что акции гражданского неповиновения, такие как Майдан, крайне опасны. А потому любая оппозиция власти есть преступление и оппозиция не нужна.

В-третьих, самое важное: участие России в военном конфликте в восточной Украине тщательно маскируется и делается это следующим образом.

Российские телеканалы с пристрастием рассказывают о любом малозначительном событии в Украине, которое хоть как-то дискредитирует украинского чиновника высокого ранга: оговорка мэра Киева Кличко, экстравагантные выходки Саакашвили, неудачная фраза Порошенко и т.д. Все это смакуется и подается в гротескной и оскорбительной форме. При этом внимание обывателя отвлекается от главного – как неудачная внешняя политика России в отношении Украины привела к фактической потере контактов с этой страной. Вместо этого внимание телезрителя незатейливо переключается вот на такие чудачества представителей украинской элиты.

В одном интервью Путин как-то обронил: «…Регулярные части вооруженных сил РФ не участвуют в военном конфликте в Донбассе». Действительно, формально не участвуют. Однако это не означает, что Россия вообще не участвует в этом конфликте. Дело в том, что кроме регулярных военных, есть еще «нерегулярные». Но об этом тщательно замалчивается или вскользь говорится о каких-то «добровольцах», к которым руководство России якобы отношения не имеет. Таким образом, посредством таких пропагандистских трюков маскируется тот факт, что Россия, наравне с Порошенко и США несет ответственность за развязывание гражданской войны в Украине.

По ходу замечу: эта гражданская война выгодна как Порошенко, так и Путину. Мотив Путина – эта война отвлекает силы Украины, ставшей нашим геополитическим противником, от Крыма. Порошенко же тоже заинтересован в продолжении этой войны потому, что она оправдывает катастрофическое положение дел в экономике и социальной сфере: война все спишет!

Взаимоотношения России с США и Западной Европой в свете государственной пропаганды

Основной тезис в информационных сообщениях о событиях в Европе – Европейский Союз разваливается. Этот тезис государственные СМИ пытаются обосновать рассказами о двух явлениях: о потоках беженцах в Европу и об ответных санкциях России против Европы.

Говоря о потоках мигрантов в Европу, российская пропаганда настойчиво вбивает в сознание обывателя мысль о том, что «мигранты разрушают Европу». А причиной такого явления являются некие «ошибочные европейские ценности».

Второй момент, подкрепляющий названный тезис – Европа потеряла суверенитет и полностью, во всяком случае, в области внешней политики, зависит от США. И вот здесь российская пропаганда где-то технично, а где-то топорно прилепляет к этому тезису информационную мину: Россия находится в постоянном противостоянии с Западом. А раз так, то мы вынуждены готовиться к борьбе с ним. «Мы находимся в противостоянии», — крайне важный тезис, который внушает государственная пропаганда российскому обывателю.

Отсюда все действия Путина выглядят мотивированными и оправданными: ответные экономические санкции, огромный военный бюджет страны, вмешательство в конфликт на Ближнем востоке, закручивание гаек в отношениях с оппозицией внутри страны. Поскольку успехов во внутренней политике у руководства нет, то все внимание население переключается на внешнюю политику.

Фигура Путина

Образ Президента в общественном сознании формировался с начала двухтысячных годов. С тех пор в этом образе мало что изменилось. Власть любого руководителя страны опирается на определенную социальную группу. Опора Путина – чиновничество. В глазах населения президент – это отдельно стоящая фигура, не имеющая прямого отношения к государственной машине и, тем более, к вороватым чиновникам.

С помощью положительного образа Президента, находящегося вне критики, политической элитой страны решается основная задача – легитимация власти класса чиновников.

Интересно наблюдать, как государственная пропаганда время от времени вынуждена защищать икону «Путин». Так, 5 апреля 2016 года в сообщениях многих зарубежных СМИ прошла информация, что некоторые российские политики через оффшоры скрыли свои доходы и участвовали в сомнительных финансовых операциях. Весь день 6 апреля российские СМИ сообщали, что премьер-министр Исландии подал в отставку, но при этом «журналистские расследования» тщательно замалчивали, что речь в зарубежных СМИ также шла и о некоторых «друзьях Путина». 7 апреля Путин публично высказался по поводу этих разоблачений. Он не опроверг эти разоблачения, но и не подтвердил их. Позиция для политика такого ранга двусмысленная.

Методы пропаганды известны и изучены. Они, в общем-то, везде одинаковы и не зависят от исторического периода или страны. Общественным сознанием легко управлять, когда оно находится в жестких информационных рамках, когда нет альтернативных источников информации и когда у манипуляторов все рычаги управления информационными потоками. В этом отношении показательна предвыборная кампания Ельцина в 1996 году. Это хрестоматийный пример, на котором еще долго будут учиться черные пропагандисты и пиарщики всех мастей.

Рейтинг Ельцина перед выборами был катастрофически низкий. Даже Медведев, будучи президентом признал, что на выборах фактически побеждал Зюганов. В Россию срочно «семьей» и Татьяной Дьяченко были приглашены американские пиарщики. Методика была выбрана простая, но надежная – нимб борца за интересы народа, подвешенный над головой алкоголика, и беспардонная дискредитация Зюганова. Ельцин – это демократические реформы, дружба с Западом, абсолютная свобода, вера хоть в Бога, хоть в черта, права человека повсеместно соблюдаются, вдобавок «жратвы валом» и прочие буржуазные блага.

Зюганов – тоталитарный режим, международная изоляция, репрессии, ГУЛАГ, национализация частных предприятий, нищета населения.

На все это США выделили миллиард долларов, сумма в то время для России умопомрачительная. В итоге Ельцин выиграл выборы.

Власть Путина – это власть авторитарная, будем называть вещи своими именами. Последний тренд политической жизни современной России – усиление правоохранительной системы: реформа милиции, придание Следственному комитету широких полномочий, создание национальной гвардии. Государственная пропаганда усиленно подыгрывает новой тенденции. Бесконечные сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Кодекс чести», «Мент в законе», «Последний мент» с явной натугой пытаются убедить население, что главный социальный герой современной России – это полицейский. Ни рабочий, ни инженер, ни учитель, ни предприниматель, а именно «мент в законе»! А явные производственные издержки при создании таких фильмов и несоответствие между киношной жизнью и реальной действительностью вызывают усмешки даже у представителей правоохранительных органов.

Из сказанного можно сделать вывод: в настоящий период государственная пропагандистская машина в России увеличивает обороты, ее главная задача – обеспечить сохранение властных позиций современного господствующего класса во главе с президентом.

Дмитрий Бученков