Текст Дмитрия «Государственная должность: проблемы ее функционирования в современном обществе», написанный в СИЗО.
Цели и задачи исследования: автор раскрывает понятие и сущность государственной должности в современном обществе, с социально-нравственных позиций рассматривает типичные внутренние процессы, происходящие в среде государственных чиновников, анализирует, как эти процессы влияют на изменение социального алгоритма индивида, попавшего в эту среду.
Методы исследования: автор обобщает и анализирует данные, накопленные в практике и отраженные в научной и исторической литературе, применяет метод экстраполяции, сравнивая закономерности в природе и в социальной сфере.
Ключевые слова:
Полномочия – совокупность прав и обязанностей
Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое, которая в оптимальных условиях может функционировать автономно либо в другой системе, частью которой она является
Бюрократия – слой высших государственных чиновников
Каста – обособленная, замкнутая социальная группа, оберегающая свои сословные или профессиональные интересы
Алгоритм социального поведения – последовательность действий индивида в процессе социального взаимодействия, которое является стандартом поведения для конкретного общества в конкретный исторический период.
Аннотация: Государственный служащий как субъект, проводящий внутреннюю политику государства, является связующим звеном между государственными институтами и обществом. В странах с авторитарными и диктаторскими режимами государственные служащие являются одним из главных инструментов в руках политической элиты, стремящейся обеспечить неприкосновенность своих прав и привилегий.
При определенных условиях государственные чиновники могут превращаться в самостоятельную политическую силу. При этом социальная функция государственной должности искажается, что приводит к негативным явлениям в обществе и стране.
Государство есть социально-политический институт, который является также и организацией. Элементарная, то есть неделимая частица государства – это должность. Должность характерна не только для государства, но и для любой формализованной организации, но именно в государстве должность есть социальное явление, которое отличает эту частицу государства от должности в других организациях.
Государственная должность состоит из двух компонентов: социальная функция и должностные полномочия.
Социальная функция есть «внешняя составляющая». Это те задачи, которые государственные служащие выполняют в интересах не только государства, но и в интересах общества и каждого гражданина страны. Например, налоговый инспектор отвечает за контроль соблюдения установленного порядка сбора налоговых поступлений в бюджет.
Должностные полномочия – это «внутренняя составляющая», которая дает право и обязывает государственного служащего исполнять определенные функции в рамках своей должности. Налоговый инспектор ведет учет налогов, уплачиваемых определенной категорией налогоплательщиков. При выявлении недоимки он обязан немедленно информировать соответствующего налогоплательщика, а при нереагировании налогоплательщика он имеет не только право, но и обязанность в рамках своей должностной инструкции принимать все необходимые меры по взысканию недоплаченных налогов.
В идеале обязанности и права в рамках одной должности должны быть равнозначны, как по объему, так и по юридической силе. На практике же нередко приходится наблюдать перекос в ту или иную сторону. Так, если объем прав чиновника значительно превышает объем его обязанностей, то это неминуемо приводит к негативным явлениям, например таким, как чиновничий произвол, который трудно доказать и за который наказать чиновника довольно проблематично.
Эти два компонента – социальная функция и должностные полномочия — неразрывно связаны друг с другом. Через социальную функцию общество ставит перед государственным служащим определенные общественные задачи. А должностные полномочия являются юридической основой для выполнения этих задач.
Когда индивид назначается на определенную должность, он помещается в уже сложившуюся систему. Задача индивида состоит в том, чтобы социализироваться в данной системе. Основные мотивы индивида при поступлении на государственную службу следующие:
1. удовлетворение материальных потребностей
2. стремление к самореализации
3. повышение своего социального статуса.
Последний мотив, как отмечают социологи, в настоящее время играет все большую роль, особенно в среде молодежи.
Должность существует в рамках государственной организации, которая представляет собой жесткую, вертикально выстроенную систему сочлененных между собой государственных должностей. В связи с этим в плане регулирования отношений между государством и обществом статус государственного служащего, его функционирование в различных сферах, затрагивающих интересы людей, имеет большое значение. При определенных условиях прослойка чиновников превращается в политический класс. К таким условиям относятся:
- жесткая вертикаль управления, построенная в стране;
- правовая защита интересов и привилегий чиновников, организованная на законодательном уровне и которая отличается от прав рядовых граждан;
- система привилегий для чиновников, которая, как правило, «для служебного пользования»: особый соцпакет, дополнительные надбавки к зарплате, ведомственные служебные квартиры, санатории, спецбольницы и т.д.
- стиль работы чиновников, при котором они руководствуются в первую очередь ведомственными инструкциями, а не действующими законами;
- когда консолидированная часть высших чиновников имеет свои корпоративные интересы и добивается их на законодательном уровне.
Все эти условия, и особенно материальное вознаграждение чиновников, например, в гос корпорациях, когда их материальное обеспечение в несколько раз превышает, зарплаты обычных граждан, превращает слой государственных служащих в закрытое общество, касту, ставит непреодолимую стену между ними и народом. Особую роль в чиновничьем классе играет бюрократия. Она является своеобразным буфером между политической элитой страны и населением. А в случаях, когда бюрократия получает доступ в высшие коридоры власти, она превращается в монстра, определяющего «правила игры».
Такая система удобна при авторитарных режимах. Политической элите страны она облегчает функцию управления и контроля общественно-политических процессов. Однако такая система представляет бомбу замедленного действия и для самого государства. Дело в том, что система, когда функция контроля чиновников возложена на самих чиновников, неминуемо приводит к резкому росту коррупции и подрывает сами основы государственности.
К одной из главных функций государства относится концентрация, мобилизация и распределение материальных благ и ресурсов страны. Естественно, что осуществление этой функции возлагается на чиновников различного ранга. Чем выше ранг чиновника, тем большими средствами он распоряжается, тем выше его ответственность перед обществом. В процессе осуществления «внутренней» функции неизбежно генерируются следующие социально-нравственные процессы:
1. Деформация общепринятых стандартов поведения
Индивид, попадающий в систему, неизбежно вынужден принимать те нормы поведения, которые существуют в новой для него среде. Эта закономерность свойственна не только социальной среде, но и любой другой, например, в стае собак, в стае птиц. Деформация общепринятых стандартов поведения у такого индивида начинается с первых же дней. Он знакомится с ведомственными правилами и инструкциями, которые, как правило, закрыты для всеобщего доступа. Ему объясняют нормы поведения, правила чиновничьего этикета, которых необходимо придерживаться. Далее индивиду прививаются нравственные свободы и ограничения, принятые в этой среде, их идеологическое обоснование. Все это индивид обязан принять. Если он это не принимает, то неминуемо выталкивается из этой среды. У Н.С. Лескова есть рассказ «Однодум». Герой этого рассказа, попавший на должность городничего, в своем окружении становится «белой вороной» потому, что «даров не приемлет». И простые горожане, и начальство подозревают в нем тайного сектанта или как человека юродивого.
2. Изменение ментальности и мировоззрения индивида в чиновничьей среде
Деформация общепринятых стандартов поведения неизбежно формирует у чиновника новую ментальность. Любая профессия влияет на образ мышления человека, формирует у него иерархическую систему ценностей и приоритетов. Чиновник в этом отношении не является исключением. Особенность этого явления в чиновничьей среде заключается в том, что любой поступок и даже явное преступление он старается мотивировать государственными интересами.
Так, личный слуга Ивана Грозного Малюта Скуратов искренне верил, что все казни и изощренные пытки, которым он подвергал тысячи людей идут во благо государства. Объяснить такую психологию и нравственность может только одно – государственная власть способна искажать социальные нормы и человеческую психологию и делает это так, что антисоциальная деятельность будет осуществляться строго в соответствии с действующим законодательством. А в авторитарных и диктаторских режимах такая интенсивная деятельность индивида еще и поощряется, в том числе и государственными наградами.
Насаждение такой ментальности в среде «слуг народа» является причиной еще одного явления, обозначаемого как псевдопозитивное насилие». Его главный постулат: «Да, это насилие над людьми, но это делается для их же блага». Оно особенно характерно для правоохранителей и не зависит от того, где оно проявляется – в системе НКВД или в американской тюрьме Гуантанамо. Суть такого явления состоит в достижении высшей государственной цели любыми методами, а условием для такого псевдопозитивного насилия является постановка этой государственной цели выше человеческой личности и ее прав.
3. Деградация нравственных ценностей
Суть этого явления – коррупция. Она существовала и будет существовать во всех странах независимо от исторического периода и государственного устройства. Коррупция является неизбежным атрибутом любой чиновничьей власти и с этим ничего нельзя поделать. Мы не будем рассматривать это сложное и многослойное явление, остановимся только на одном аспекте в этом явлении – законе социального большинства. Этот закон формирует тип асоциального поведения, при котором индивид, попадающий в такую среду, обязан принять установившийся там тип поведения. Так, новичок, попадающий в подразделение ГИБДД, где организована незаконная система поборов, должен «включиться» в эту систему. Если он этого не сделает, то не проработает там и несколько месяцев.
4. Кастовость чиновничьей среды
Это явление обусловлено тремя предыдущими, и чем выше ранг государственных служащих, тем выше уровень кастовости.
Характерными чертами чиновничьей касты являются:
- закрытость этой социальной прослойки от общественности. Так, если вы будете интересоваться зарплатой чиновника регионального уровня, то он может воспринять это как покушение на его личную неприкосновенность.
- клановость и семейственность. Выпускник ВУЗа в нашей стране, имеющий хорошие характеристики и красный диплом и изъявивший желание поступить на государственную службу в городскую администрацию, как правило, получает стандартный отказ – «нужен опыт работы в государственной структуре». Такая особенность характерна для среднего и высшего уровня гос служащих. На этих уровнях должности получают, как правило, тремя путями: по семейному принципу, по протекции или путем горизонтального перемещения из одной государственной структуры в другую.
- высокий социальный статус. Как показывают последние опросы социальных служб в России, многие студенты российских ВУЗов (от двадцати до сорока процентов) хотели бы работать в государственных структурах. Этот социальный статус обеспечивается не столько стабильными зарплатами (хотя следует признать, что на муниципальном уровне зарплаты чиновников небольшие), сколько теми привилегиями, о которых говорилось выше.
- корпоративность. Корпоративность в среде государственных чиновников обеспечивается не только тем, что на первом месте здесь всегда стоят узковедомственные и профессиональные интересы, но и тем, что здесь царит негласный принцип «Своих не выдаем».
- ограниченность межличностных связей. В бюрократической среде не приветствуется общение с людьми с более низким социальным статусом. В такой среде поддерживаются контакты с себе равными, а пренебрежение этими условностями всегда осуждается.
Особо следует остановиться на идеологии чиновничьего класса. Ее основные внешние проявления: подчеркивание своей особенности и «элитарности», пренебрежение общепринятыми нормами поведения (например, демонстративное нарушение правил дорожного движения, пренебрежительное отношение к людям с низким социальным статусом и т.д.), вызывающе показушная демонстрация своих дворцов, яхт, эпатажное поведение в общественных местах, искренняя убежденность в том, что им позволительно совершать поступки, которые запрещены для «простолюдинов».
Такие нарушения алгоритма социального поведения характерны, как правило, для стран с невысоким уровнем развития демократии.
Основные алгоритмы социального поведения бывают:
- в среде взаимодействия полов
- в среде взаимодействия между различными социальными группами,
- в среде межличностного общения.
Различают общепринятые и обособленные алгоритмы социального поведения. Например, в социальных институтах, таких как семья, клан, могут устанавливаться свои стандарты поведения. Некоторые социологи называют алгоритмы социального поведения социальными «институтами- установлениями» (напр. Быченков В.М., «Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности», М., 1996)). Это допустимо, но не совсем точно, так как «Институт» предполагает все-таки организацию, а «институт-установление» таковым не является.
Алгоритмы социального поведения есть проявление социальной, а не биологической сущности человека и действуют в интересах всего общества в целом, а не отдельного индивида. Однако в определенных условиях биологическая сущность может выходить на первый план.
Например, в группе ученых, которые работают в условиях крайнего Севера, сложился алгоритм, согласно которому практикуется совместное приготовление пищи и ее равное распределение на всех. Такой порядок вызван тем, что количество пищи ограничено и, чтобы никто не был обделен, все происходит открыто и совместно. Но бывают ситуации, когда для того, чтобы рационально использовать ресурс рабочего времени, в этой группе назначают человека, ответственного за приготовление пищи. Последний, допущенный к единоличному распределению пищи, может брать себе больше, оправдывая свои действия тем, что «на нем лежит ответственность». Естественно, он делает это тайно.
Этот примитивный пример может объяснять поведение индивидов, занимающих должности в государственных структурах. То есть, когда человек получает допуск к общим ресурсам и не имеет контроля над своими действиями, то его социальная сущность может уступать место его биологической сущности. Алгоритм такого асоциального поведения происходит тайно от общества и, как правило, находит идеологическое оправдание.
Уникальная особенность государственного организма заключается в том, что она позволяет отдельным индивидам совершать асоциальные действия по отношению к другим индивидам совершенно легитимным способом. При этом следует уточнить, что легитимность не есть законность. Это своего рода «внутренняя законность», тип поведения, который негласно как бы допускается в узко ведомственной корпорации.
Таким образом, в условиях слабо развитой демократии, неразвитости контроля над высшими государственными чиновниками на высокие государственные посты могут попадать и попадают люди с низкими моральными и нравственными качествами, которые рассматривают должность как место кормления. Периодические коррупционные скандалы в России наглядно иллюстрируют это.
Основная причина непубличности принятия кадровых решений в среде государственных служащих – классовая дифференциация современного общества. Сильное классовое расслоение современного общества – это объективная реальность. Поскольку чиновники в странах со слабо развитой демократией являются господствующим классом, то в процессе осуществления государственной власти они в первую очередь защищают интересы господствующего класса, а во вторую очередь – интересы общества и страны.
Ввиду непубличности, скрытности принятия решений происходит искажение общественных функций. Они реализуются либо формально, либо вообще не реализуются.
Нарушение алгоритмов социального поведения чиновников, искажение общественных функций государственной должности в конечном итоге приводит к тому, что государство не выполняет своих обязанностей перед обществом и его отдельными членами.
Выводы: Государственный служащий, как основа государственности в любой стране, играет чрезвычайно важную роль в развитии страны, удовлетворении потребностей человека, существенно влияет на демократические процессы в обществе. В силу своей природы чиновничья должность весьма уязвима в плане ее нецелевого использования, подмены понятий и целей, ради которых она учреждена. Искажение функциональности должности государственного служащего приводит к неэффективности работы госаппарата, социальной напряженности и может представлять угрозу для национальной безопасности страны.